подписка: Посты | Комментарии

«Правило золотого сечения». Коррекция асимметрии лица.

Нет комментариев

Факт асимметрии во внешнем строении лица и тела человека был известен еще древним художникам и ваятелям античного мира и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности их произведениям. Поборники асимметрии считали, что она оживляет лицо, придает ему большую обаятельность, выразительность, своеобразие и красоту. Асимметрия лица статуи Венеры Милосской, созданной древнегреческим скульптором, выражается смещением носа вправо от средней линии, высоким положением левой ушной раковины и левой глазницы и меньшим расстоянием от срединной линии левой глазницы, чем правой. Между тем, сторонники симметрии критиковали асимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты. Левая половина её лица слегка вытянута в вертикальной оси и имеет более мягкие, сглаженные очертания.

Это хорошо известно публичным личностям, которые перед объективом фотокамеры всегда стремятся повернуться наиболее выгодным ракурсом. Такая естественная асимметрия лица называется индивидуальной. Она незаметна невооруженным глазом и придает личности неповторимость и обаяние.

Доказательством наличия асимметрии нормального человеческого лица служит метод создания изображения одного и того же лица из двух левых и двух правых половин. Таким образом создаются два дополнительных портрета с абсолютной симметрией, но значительно отличающихся от оригинала. Человеку как живому организму присуща билатеральная симметрия правой и левой сторон тела. В то же время, эта симметрия неидеальна, яркий пример — доминирование функций правой руки у правшей и левой у левшей, некоторая разница в размерах стоп. Но если незначительные отличия в конечностях воспринимаются как норма, то асимметрия лица нередко становится источником серьезного психологического дискомфорта.

Абсолютно симметричных лиц не существует, а небольшая разница в пропорциях между правой и левой его половинами подсознательно воспринимаются нами, как гармония. В научных кругах называют более 25 причин того, что правая и левая стороны лица не совсем идентичны. Грубо говоря, любая асимметрия лица может быть либо врожденной, обусловленной особенностями строения костей черепа, либо приобретенной. Врожденные патологии объясняются наследственностью и пороками внутриутробного развития плода. Впоследствии мышечные волокна могут сделать их совсем незаметными, а иногда, наоборот, подчеркнуть недостатки.

Причины приобретенной асимметрии лица разнообразны. Чаще всего, это травмы и перенесенные заболевания, такие как:
— зажимы нервных окончаний (например, после инсульта), воспаление лицевого нерва;
— нарушение зрения (косоглазие, большая разница в остроте зрения между правым и левым глазом);
— заболевания зубов (неправильный прикус, отсутствие зубов с одной стороны челюсти, вынужденное жевание на одну сторону);
— кривошея, врожденная или приобретенная в детском возрасте.

Немалую роль играют и наши привычки, мимические и физиологические. Если постоянно прищуривать один глаз, жевать жвачку одной стороной челюсти, спать только на определенном боку, рано или поздно это отразится на лице.

Не всякое проявление диспропорции лица требует врачебного вмешательства. Если причина асимметрии лица кроется в слабом мышечном тонусе, хорошо помогает гимнастика для лица и массаж с акцентом на определенные мимические мускулы. Отлично скрывает мелкие недостатки грамотно подобранная прическа. У женщин мощным оружием в борьбе с собственным несовершенством является перманентный макияж.

При серьезных патологических изменениях на помощь приходит медицина. Как исправить асимметрию лица в каждом конкретном случае, подскажет консультация специалиста: невропатолога, офтальмолога, стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, ортодонта. Главная задача —  выяснить причину, и тогда лечение асимметрии лица будет заключаться в ее устранении, а при невозможности этого — коррекции последствий. Перманентный макияж в этом смысле не последняя инстанция, но возможности его поистине огромны.

О чем говорит асимметрия лица психологам? О том, насколько велика разница между вашими действиями, образом жизни и сферой ваших эмоций, об уровне внутренней гармонии человека. Ведь правая часть лица отражает работу левого полушария мозга, отвечающего за логику, мышление, практическую сторону жизни. Левая сторона — проекция чувств и переживаний, а они находятся под управлением правого полушария. Таким образом, портрет из правых половинок называют «жизненным», а из левых «духовным». Мной проанализированы лица 100 клиентов, обратившихся за процедурой ПМ в салон. Выраженная асимметрия положения бровей наблюдалась в 63 случаях, глазной щели — в 55, красная кайма верхней губы была несимметрична у 60 клиентов.

Какое оно — идеальное лицо?

Первое, на что обращает свое внимание человек,  это объем и форма всех  окружающих предметов. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии  и «золотого сечения», создает у человека ощущение гармонии и красоты.

«Правило золотого сечения» – гармоничная  пропорция, в которой целое  всегда состоит из двух основных  частей,  которые находятся в определенном соотношении друг к другу относительно целой.

«Золотое сечение» – это сечение­­­ отрезка на две части таким образом, что длина большей части относится к длине меньшей части так же, как длина всего отрезка к длине большей части, и может быть рассчитана коэффициентом 1,62 или 100% = 38% + 62%.

Принцип «золотого сечения» выявлен как универсальный канон  структурного и функционального  совершенства  целого  и  его частей во многих  областях, и в первую очередь  — в природе,  искусстве, архитектуре и даже в математике.

«Правило золотого сечения» применимо и в перманентном макияже при коррекции лица и помогает визуально приблизить к более гармоничным пропорциям и форме. Таким образом, можно скорректировать овал лица, размер и форму глаз, носа и бровей.

Гармоничное расстояние между глазами, равное длине разреза глаз, может  быть скорректировано  с помощью визуальных приемов.

Основной  прием  визуальной коррекции  в макияже построен на использовании принципа светлых и темных тонов.  Темные и холодные цвета уменьшают объем, отдаляют и подчеркивают форму, а светлые и теплые тона увеличивают объем, приближают и раздвигают,  размывая границы.

ar_zol_s

Макияж и «правило золотого сечения» при коррекции лица

Итак, мы воспринимаем женское лицо как идеальное и красивое, если все его черты расположены на определенном расстоянии друг от друга, т.е. подчинены «правилу золотого сечения»; в числовом соотношении его можно записать как соотношение чисел 1:1,618 (число F).

Привлекательная женская бровь начинается от вертикальной линии, проведенной через медиальный угол глаза (А). Она располагается над костным краем орбиты на расстоянии F от зрачка и характеризуется восходящим направлением на 10-20 градусов от головки к хвостику (B). Изгиб или наивысшая точка в месте, равном расстоянию между внутренними углами глаз (Х), находится в пропорции F ко всей длине брови (точка, пересекаемая линией, проведенной от основания крыла носа по касательной к латеральному краю зрачка (С). Хвостик брови располагается выше головки. Длина брови равна F от расстояния между медиальными кантусами глаз. Край хвостика брови ограничен линией, проведенной от латеральной части основания крыла носа через наружный угол глаза (D). Наружная часть брови находится на некотором возвышении. Именно брови при выраженной асимметрии более заметны, и при первом взгляде на человека мы интуитивно всегда обратим внимание в первую очередь на брови.

Но не стоит забывать о том, что не всегда удается сделать идеально ровные брови. Допустимо говорить о бровях как о максимально симметричных, но не идеально ровных. Мимику нашего лица создает группа мышц, которые сокращаются по-разному. Например, если левая бровь во время разговора приподнимается выше, чем правая, то в спокойном состоянии она опустится ниже. В то время как правая может стоять на месте, не двигаясь вообще. В таких случаях пытаемся  найти золотую середину. Также очень часто одна половинка лица более выпуклая, это относится, в общем, и к костному скелету, и к надбровной дуге в частности, на которой и располагается бровь. На двух разновыпуклых  поверхностях невозможно нарисовать симметричные линии.

Часто с возрастом естественная асимметрия лица становится более выраженной, и с помощью татуажа можно добиться хороших результатов. Например, приподнять опущенную, съехавшую вниз бровь: результат от процедуры можно сравнить с пластической хирургией.

После проведенной процедуры ПМ на сложном лице особое внимание следует уделить фотодокументированию, т.к. клиент, как правило, рассматривает себя в зеркале более пристально, оценивая воссозданную симметричность пропорций, замечая при этом гораздо больше нюансов, на которые раньше он внимания не обращал.

Идеальные губы

Стереотип о привлекательности чрезмерно увеличенных и непропорциональных губ распространился через средства массовой информации в последние десятилетия. Искусство ПМ губ заключается в деликатной коррекции, обеспечивающей достижение оптимальной пропорции высоты и ширины (длины) губ, возможно, и воссоздании белого валика, а не простом увеличении губ по прихоти клиента. При идеальных F-пропорциях губ красная кайма ограничивается вертикальной линией, проведенной вниз от медиального края радужки или от медиального края зрачка с выраженными жевательными мышцами и широкой нижней частью лица. Вертикальный размер красной каймы губ  также имеет пропорцию F: высота верхней губы относится к высоте нижней как 1:1,618. Соотношение расстояния от одного возвышения лука Купидона до другого и расстояние от лука Купидона до комиссуры губ с той же стороны также составляет 1:1,618.

Расстояние между верхними точками лука Купидона равно F расстоянию от основания колумеллы до середины верхней границы красной каймы.

Философ Фома Аквинский постулировал, что красота является воплощением гармонии, пропорции и чистоты. Истинная красота лица пробуждает на эмоциональном уровне чувство удовольствия  и вызывает у наблюдателя высокую степень притяжения.

Очень важно, чтобы специалисты по перманентному макияжу обладали хорошо развитым чувством красоты, иначе их вполне удовлетворит достижение невысоких целей и стандартных результатов вместо того, чтобы максимально полно выявлять и реализовывать индивидуальные особенности каждого лица  Обзор огромного количества статей, посвященных изучению красоты, позволил выделить 7 ключевых черт, которые, по-видимому, оцениваются подсознательно. Три параметра из этой великолепной семерки – форма бровей, глаз и губ, которые можно корректировать с помощью ПМ.

На сегодняшний день нет единого мнения, какое отклонение в пропорциях лица считается асимметрией и где граница физиологической асимметрии, не нуждающейся в коррекции и патологической, требующей нашего вмешательства, а возможно, даже и вмешательства челюстно-лицевого хирурга.

Итак, является ли исходно присущая всем нам асимметрия красивой или нет? Конечно, желание и надежда клиента скрыть с помощью ПМ маленькие дефекты и добиться более симметричной внешности является естественным и служит показанием к проведению процедуры.

Но эстетическая дермопигментация как направление медицины постоянно ставит мастера перед вопросом целесообразности проведения процедуры ПМ пациентам, в зависимости от степени выраженности диспропорций лица и асимметрии, а также, что немаловажно, от психоэмоционального состояния клиента. Очень хочется подчеркнуть, что депрессивное состояние клиента, являющееся причиной недовольства собственной внешностью, снижает степень удовлетворенности клиента результатами процедуры и более чем в 90 % не способствует уменьшению недовольства собственной внешностью.

Разумеется, сгладив с помощью ПМ асимметрию или диспропорцию лица адекватным клиентам, мы повышаем клиенту, как, впрочем, и себе, самооценку и настроение. Но только при грамотной оценке всех рисков и доверительном отношении «клиент-мастер» мы останемся довольны своей работой, а клиент получит более симметричное лицо, пусть и с помощью наших маленьких художественно-математических хитростей. Однако небольшая асимметрия лица лишь придает ему привлекательность, живость и индивидуальность, а поэтому стремиться к абсолютной  симметрии не стоит. Конечно же, понимание красоты так же индивидуально, как и сама красота, но никогда не нужно забывать, что чувство уверенности в себе не имеет прямой зависимости от красоты.

Еще в XV веке знаменитый художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: «Я оскорбил Бога и человечество, потому что моя работа не достигла того уровня, которого могла бы достичь». И, несмотря на рисунки мастера, в которых он отобразил божественные пропорции человеческого лица, они и сегодня считаются эталоном. Ведь в природе нет абсолютно симметричных объектов, в любом из них всегда существует борьба симметрии и асимметрии.

Автор: Алена Манелова, врач-дерматокосметолог, тренер международного класса марки PUREBEAU. Опубликовано в журнале PERMANENT Make-Up № 6

Оставить комментарий